12 Мар 2013
Март 12, 2013

1 рубль — АНТ-25 — 2013г.

Реверс: 1 рубль, АНТ-25, История русской авиации
Аверс: 1 рубль, АНТ-25, История русской авиации

Юбилейная серебряная монета серии «История русской авиации» номиналом 1 рубль – «АНТ-25» выпущена Банком России 1 марта 2013 года.

Технические характеристики: Диаметр монеты – 25,00 (±0,20) мм, монета изготовлена из серебра 925/1000 пробы. Масса общая 8,53 (±0,09) г., содержание химически чистого металла не менее 7,78 г., толщина монеты 2,20 (±0,20) мм.

Тираж: 5000 шт.

Место чеканки: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).

Описание:
Аверс:
в центре — эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним — надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу — вверху: «ОДИН РУБЛЬ», внизу: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре — дата выпуска «2013 г.», справа — содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.

Реверс:
в центре диска на сером матовом фоне земного шара — винтовой самолет, над ним слева — надпись: «АНТ-25», внизу на полосе вдоль канта — надпись синего цвета: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ».

Художники: А.А. Брынза.
Скульпторы: А.Н. Бессонов.
Оформление гурта: 200 рифлений.

Заметка:

Самолет АНТ-25 разрабатывался под руководством П.О. Сухого в Конструкторском бюро А.Н. Туполева в 1931-1933 годах. Это был трехместный цельнометаллический самолет с двигателем М-34, разработанным под руководством А.А. Микулина. В силу своих конструктивных особенностей и высоких аэродинамических характеристик АНТ-25 вошел в число лучших мировых образцов тяжелых самолетов своего времени с большой дальностью полета. Первый образец АНТ-25 с мотором мощностью 750 л.с. и запасом топлива 6,1 т. был рассчитан на 75 часов беспосадочного полета с максимальной взлетной массой 16,5 т. и крейсерской скоростью 165 км/час. Взлетная масса пустого самолета составляла 4,2 т.

   Первый полет на опытном образце самолета АНТ-25 совершил в июне 1933 г. экипаж М.М.Громова. Ровно через год экипаж в составе М.М.Громова, А. И. Филина и И. Т. Спирина выполнил на АНТ-25 дальний испытательный полет. Пробыв в воздухе 75 часов, самолет пролетел 12 411 км. Этот был абсолютный мировой рекорд дальности беспосадочного полета по замкнутому маршруту, который держался много лет.

   В июле 1936 года летчики В.П .Чкалов, Г.Ф. Байдуков и штурман А.В. Беляков на таком же самолете совершили беспосадочный перелет из Москвы над заполярными районами на Дальний Восток. Пролетев за 56 часов 20 минут 9374 км экипаж АНТ-25 совершил посадку на песчаной косе острова Удд (ныне о. Чкалов).  А в 1937 году на самолете АНТ-25 В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков впервые в истории авиации пролетели из Москвы через Северный полюс до города Портленд (США). Длина воздушного пути превысила 9 тыс. км.

   Вскоре после экипажа Чкалова, в июле 1937 года, еще один самолет АНТ-25 с экипажем в составе М.М. Громова, А.Б. Юмашева и штурмана С.А. Данилина стартовали  с подмосковного аэродрома и по маршруту через Северный полюс долетели до города Сан-Джасинто, на границе США и Мексики. За 62 часа 17 минут экипаж пролете 11 500 км (по прямой 10148 км), что стало абсолютным мировым рекордом дальности полета по прямой. После посадки на Американском континенте в баках самолета оставалось горючего еще на полторы тысячи километров.

   В конце 1930-х годов активно разрабатывался военный вариант АНТ-25, несколько машин было принято на вооружение в ВВС, однако пригодность самолета для военных действий вызывала сомнения ввиду низкой скорости и недостаточной маневренности.

   Длина самолета 13 м., размах крыла 34 м., максимальная взлетная масса 10 т., дальность полета  10,8 тыс. км., максимальная скорость 165 км/час.