05 Фев 2014
Февраль 5, 2014

1 рубль — ЯК-3 — 2014г.

Реверс: 1 рубль, ЯК-3, История русской авиации
Аверс: 1 рубль, ЯК-3, История русской авиации

Юбилейная серебряная монета серии «История русской авиации» номиналом 1 рубль – «ЯК-3» выпущена Банком России 3 февраля 2014 года.

Технические характеристики: Диаметр монеты – 25,00 (±0,20) мм, монета изготовлена из серебра 925/1000 пробы. Масса общая 8,53 (±0,09) г., содержание химически чистого металла не менее 7,78 г., толщина монеты 2,20 (±0,20) мм.

Тираж: 5000 шт.

Место чеканки: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).

Описание:
Аверс:
в центре – эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним – надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу – вверху: «ОДИН РУБЛЬ», внизу: слева – обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре – дата выпуска «2014 г.», справа – содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.

Реверс:
на матовом поле аквамаринового цвета – широкая светлая полоса, образованная расходящимися линиями, на ней в центре – рельефное изображение летящего одномоторного винтового самолета с цветной надписью справа внизу: «ЯК-3», вверху вдоль канта – надпись: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ».

Художники: А.А. Брынза.
Скульпторы: А.Н. Бессонов.
Оформление гурта: 200 рифлений.

Заметка:

   Як-3 – одноместный одномоторный фронтовой самолет-истребитель, один из лучших истребителей Второй мировой войны. Он был разработан в 1943 году коллективом, возглавляемым А.С. Яковлевым, на базе уже оправдавшего себе в боях истребителя Як-1М. От своего предшественника он отличался меньшим крылом (его площадь 14,85 м2вместо 17,15 м2) при тех же размерах фюзеляжа и рядом аэродинамических и конструктивных улучшений. Як-3 был одним из самых легких истребителей в мире первой половины 40-х годов, вес пустого самолета был всего 2105 кг, полетный вес – 2660 кг, обладал высокой маневренностью, простотой пилотирования и отличными летными характеристиками: скорость – более 650 км/ч, время набора высоты 5000 м – 4,1 мин, максимальная высота – 11800 м. Силовая установка истребителя состояла из мотора ВК-105ПФ2 мощностью 1240 л.с. с воздушным винтом автоматически изменяемого шага ВИШ-105СВ-01. Бензобаки, как и на всех истребителях Яковлева, размещались в крыле, их общий объем составлял 370 литров. Водяной радиатор располагался за кабиной пилота особенным образом: он был глубоко «утоплен» в фюзеляж и снабжен каналом подвода воздуха, который резко расширялся перед радиатором. Это позволило уменьшить скорость воздушного потока, обдувающего радиатор, повысить  эффективность охлаждения двигателя и существенно снизить аэродинамическое сопротивление самого радиатора и его наружного обтекателя. Тот же принцип использовался и при компоновке маслорадиаторов истребителя. Вооружение Як-3 состояло из мотор-пушки ШВАК и двух синхронных пулеметов УБ.

   Отличные летно-технические данные машины, многочисленные вражеские самолеты, поверженные в боях на этом самолете, и высокий эмоциональный подъем, характерный для заключительного периода войны, способствовали тому, что в сознании многих пилотов Як-3 стал собирательным символом советского истребителя, предвестником Победы.