Реверс: 2 рубля, Художник М.В. Нестеров - 150-летие со дня рождения, Выдающиеся личности России
Аверс: 2 рубля, Художник М.В. Нестеров - 150-летие со дня рождения, Выдающиеся личности России

Юбилейная серебряная монета серии «Выдающиеся личности России» номиналом 2 рубля – «Художник М.В. Нестеров — 150-летие со дня рождения» выпущена Банком России 1 ноября 2012 года.

Технические характеристики: Диаметр монеты – 33,00 (±0,20) мм, монета изготовлена из серебра 925/1000 пробы. Масса общая 17,00 (±0,18) г., содержание химически чистого металла не менее 15,55 г., толщина монеты 2,40 (±0,20) мм.

Тираж: 3000 шт.

Место чеканки: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).

Описание:
Аверс:
в центре — эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним — надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу — вверху: «ДВА РУБЛЯ», внизу: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре — дата выпуска «2012 г.», справа — содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.

Реверс:
слева на матовом поле диска — рельефный портрет М.В. Нестерова, справа от него — цветное изображение портрета женщины в черном на фоне реки, внизу на матовом изображении палитры — надпись и даты в две строки: «М. Нестеров 1862-1942».

Художник: С.В. Сутягин.
Скульптор: Ф.С. Андронов.
Оформление гурта: 195 рифлений.

Заметка:
Нестеров Михаил Васильевич родился в Уфе 19 (31) мая 1862 г. в купеческой семье. Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.М. Прянишников, а также в Академии художеств, где учился у П.П. Чистякова. Жил преимущественно в Москве, а в 1890–1910 гг. – в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева Лавра и их окрестности). Был членом «Товарищества передвижников».

Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны («Избрание Михаила Федоровича на царство», 1886), то позднее, он усиливает в своих образах фольклорные черты («За приворотным зельем», 1888), атмосферу религиозной легенды («Пустынник», 1888–1889). Под воздействием работ французских символистов Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. Таково знаменитое «Видение отроку Варфоломею», (1889–1890), написанное близ Абрамцево, – картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры, и типичный среднерусский пейзаж. С этих лет художник активно работает и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве (1890–1895), где Нестеров выступил прямым продолжателем Васнецова; мозаики и иконы церкви Спаса-на-Крови в Петербурге (1894–1897), росписи храма Александра Невского в Абастумани (1902–1904), Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908–1911). Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом.

Не приняв революции, Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты допускаются лишь на «экспорт», а единственная его постреволюционная выставка (1935) носит закрытый характер. В эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах; он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой аскезы. Таковы «Художники П.Д. и А.Д. Корины» (1930), «Академик И.П. Павлов» (1935), «Скульптор И.Д. Шадр» (1934), «Скульптор В.И. Мухина» (1940) и др. В последние десятилетия жизни Нестеров увлеченно работал над воспоминаниями, которые вышли отдельной книгой (под названием «Давние дни») в год его кончины.

Нестеров прожил долгую, восьмидесятидвухлетнюю жизнь, большую часть которой посвятил искусству. За это время им было создано несколько сотен произведений, ныне украшающих выставочные залы Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Казани, Уфы, Минска, Новгорода и многих других городов. Умер М.В. Нестеров в Москве 18 октября 1942 года.