Реверс: 25 рублей, Музей-заповедник "Царицыно" В.И. Баженова, Архитектурные шедевры России
Аверс: 25 рублей, Музей-заповедник "Царицыно" В.И. Баженова, Архитектурные шедевры России

Юбилейная серебряная монета серии «Архитектурные шедевры России» номиналом 25 рублей – «Музей-заповедник «Царицыно» В.И. Баженова» выпущена Банком России 6 ноября 2013 года.

Технические характеристики: Диаметр монеты – 60,00 (±0,50) мм, монета изготовлена из серебра 925/1000 пробы. Масса общая 169,00 (±0,85) г., содержание химически чистого металла не менее 155,50 г., толщина монеты 6,60 (±0,50) мм.

Тираж: 1500 шт.

Место чеканки: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).

Описание:
Аверс:
в центре – эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним – надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу – вверху: «ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ РУБЛЕЙ», внизу: слева – обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре – год выпуска «2013 г.», справа – содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.

Реверс:
слева вверху на зеркальном секторе диска – погрудный портрет В.И. Баженова с надписью над ним вдоль канта: «ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ БАЖЕНОВ», справа внизу на втором зеркальном секторе – рельефное изображение Фигурного моста западного въезда в Царицыно, на двух матовых секторах – объекты комплекса из первоначального проекта ансамбля В.И. Баженова: справа вверху – Большой кавалерский корпус, слева внизу – церковь Пресвятой Богородицы и Шестиугольный Павильон, в центре диска – цветное изображение капители ионического ордера.

Художник: Е.В. Крамская.
Скульптор: А.А. Долгополова.
Оформление гурта: 252 рифления.

Заметка:

Электронная реконструкция царицынского ансамбля В. Баженова. Панорамный вид  Реконструкция компьютерной студии «Март» (Санкт-Петербург) по заказу ГМЗ «Царицыно»

Электронная реконструкция царицынского ансамбля В. Баженова. Панорамный вид
Реконструкция компьютерной студии «Март» (Санкт-Петербург) по заказу ГМЗ «Царицыно»

Проектирование новой подмосковной императорской резиденции было начато летом 1775 года. Руководствуясь задачами, изложенными императрицей, Баженов представил на ее суд два варианта проекта, один из которых и был утвержден.
Прекрасное представление о задуманном архитектором образе ансамбля дает Панорама села Царицына («Генеральный фасад», 1776 г.) – шедевр графического мастерства Василия Баженова.
На месте усадьбы Кантемиров, на мысу, должны были разместиться самые разные постройки: дворцы, «корпуса», «домики», «кухни», мосты, ворота, величественная башня для часов, в заовражной части — монументальное здание конюшен. Дворцов по первоначальному замыслу было четыре: три — для императрицы, один — для великого князя Павла Петровича с супругой. Большой дворец Екатерины II располагался симметрично дворцу великого князя и был аналогичен ему по планировке. Рядом с ним вдоль пруда находились «средний» и миниатюрный «малый» дворцы императрицы. В «корпусах» и «домах» предполагалось размещать свиту и служителей. Уникальное по масштабам сооружение представлял собой Кухонный корпус. В этом массивном здании, имеющем внутренний двор, должны были, по словам Баженова, разместиться «придворные службы, как-то погреба, ледники, три кухни, кондитерские, словом все надобности», а также комнаты для служителей. Возвести ансамбль предполагалось за десять лет. Строительные работы в Царицыне начались в первых числах мая 1776 года с закладки фундаментов моста (Фигурный) и трех «домиков» между ним и церковью. Церковь была единственной постройкой, сохраненной Баженовым.
Важнейшими из сооружений первого плана из изображенных на панораме были дворцы императрицы — Малый и Средний. Малый дворец возводился на месте старой беседки усадьбы Кантемиров.
По сути, и сам Малый дворец представлял собой беседку, из главного овального зала которой открывался прекрасный вид на пруды и дальние окрестности. Соседний Средний дворец был больше по размерам. Его высокая двусветная галерея с аванзалами могла предназначаться для приемов, концертов, спектаклей, для отдыха после прогулок в саду.
В 1777 году были окончены Малый дворец (кроме кровли), «домики» возле Фигурного моста. Средний дворец был построен в то же лето вчерне, кроме сводов второго этажа, карниза и парапета. Начато строительство небольшого Камер-юнфарского корпуса, справа от Фигурного моста. Он предназначался для размещения входивших в свиту императрицы камер-юнгфрау. До половины башен были возведены ворота, завершавшие березовую аллею. Баженов называл их воротами «прекрасной фигуры», и позже они стали именоваться Фигурными. Зиму 1777–1778 гг. Баженов провел в Царицыне, лично занимаясь организацией поставки материалов. Строительный сезон 1778 года, как и предыдущий, оказался очень удачным. Были окончены и покрыты черепицей Малый и Средний дворцы, Камер-юнфарский корпус, завершены Фигурные ворота.
Затруднения возникли лишь с начавшимся строительством моста «что за церковь через ров» (Большой мост): здесь обнаружились многочисленные подземные ключи. Пришлось набивать под него множество свай, и эта работа завершилась в следующем году. Строительство самого же моста было отложено и возобновлено в 1784 году.
В 1779 году зодчий приступил к возведению главных дворцов ансамбля – «большого дворца» императрицы и дворца великого князя. В поданном в начале следующего года представлении Баженов предложил построить между дворцами еще один, соединенный с ними галереями, поскольку проект ансамбля был составлен до рождения великих князей Александра и Константина Павловичей. Предложение было одобрено императрицей. Летом 1780 года строились два главных дворца, но в целом сезон оказался неудачным, в июле «напала лихорадка на большую половину каменщиков, кои разъехались по своим домам». Да и сам Баженов вынужден был 17 августа уехать из Царицына в Москву «для излечения» и предполагал приступить осенью к проекту среднего корпуса для императорской семьи. По окончании главных дворцов в 1782 году Баженов приступает к строительству Кавалерского корпуса и Управительского дома. Новым стало намерение зодчего устроить «вороты и ограду» между будущими Кухнями и дворцом великого князя.
За этими воротами должен был располагаться Управительский дом. Величественный Кавалерский корпус предназначался для самых приближенных к императрице лиц: дежурных генерал-адъютантов, фрейлин и т. д. Он находился в самом центре ансамбля. К осени 1782 года главные дворцы и Управительский дом были покрыты временными кровлями, подготовлен фундамент для «ворот с оградой».
В 1784 году начался самый значительный по объему работ и самый мучительный для Баженова строительный сезон в Царицыне. Возводились здание Кухонь, два домика у оврага (современные Первый и Второй Кавалерские корпуса), Большой мост через овраг, галерея и ворота от Кухонного корпуса к дворцам. Начались отделочные работы в давно построенных зданиях: в них штукатурились стены, делались печи, настилались полы, вставлялись двери и оконные переплеты. Был заложен и строился дворец в Булатникове. На этих работах было занято около тысячи каменщиков, штукатуров, столяров и других работных людей. Все работы шли «порядочно и успешно», а вот отпуск денег задерживался, и все многочисленные донесения Баженова оставались безответными. Осенью было выделено всего 75 000 рублей — меньше половины обещанной. Весной 1785 года архитектор приступил к возведению верхнего этажа Кухонного корпуса, достраивал Большой мост, домики у оврага, Галерею-ограду с воротами. На этом этапе и завершились «баженовский» период в истории Царицына и «царицынский» период в жизни Баженова.