Реверс: 25 рублей, Творчество Джузеппе Верди, Сокровищница мировой культуры
Аверс: 25 рублей, Творчество Джузеппе Верди, Сокровищница мировой культуры

Юбилейная серебряная монета серии «Сокровищница мировой культуры» номиналом 25 рублей – «Творчество Джузеппе Верди» выпущена Банком России 17 октября 2013 года.

Технические характеристики: Диаметр монеты – 60,00 (±0,50) мм, монета изготовлена из серебра 925/1000 пробы. Масса общая 169,00 (±0,85) г., содержание химически чистого металла не менее 155,50 г., толщина монеты 6,60 (±0,50) мм.

Тираж: 1000 шт.

Место чеканки: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).

Описание:
Аверс:
в центре – эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним – надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу – вверху: «ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ РУБЛЕЙ», внизу: слева – обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре – дата выпуска «2013 г.», справа – содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.

Реверс:
на зеркальном поле диска внизу слева – рельефный фрагмент портрета Джузеппе Верди работы Джованни Болдини, на втором плане справа – здание Большого Каменного театра в Санкт-Петербурге, над ним – факсимильная подпись композитора, вверху справа – фрагмент партитуры, слева – контуры Петропавловской крепости, слева у канта – надпись полукруглом: «ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ».

Художник: А.Д. Щаблыкин.
Скульптор: А.Ф. Андронов.
Оформление гурта: 252 рифления.

Заметка:

   Джузеппе Фортунато Франческо Верди (1813-1901) — итальянский композитор, непревзойденный мастер оперного жанра, создавший высокие образцы психологической музыкальной драмы.

   Необычайная музыкальная одаренность проявилась у Джузеппе Верди – сына крестьянской семьи в Ломбардии – уже в раннем детстве.  До 10 летнего возраста он учился в родной деревне, затем в городке Буссето. Знакомство с купцом и любителем музыки Барецци помогло ему получить городскую стипендию для продолжения музыкального образования в Милане. Однако в Миланскую консерваторию его не приняли, и он начал заниматься частным образом у педагога  Лавинья, с помощью которого мог бесплатно посещать спектакли «Ла Скала». В 1836 он женился на Маргерите Барецци, дочери своего покровителя, от брака с которой у него родились дочь и сын.

   Счастливый случай помог Дж. Верди получить заказ на оперу для театра «Ла скала», которая с успехом была поставлена на его сцене в 1838 под названием «Оберто, граф Бонифачо». В том же году были изданы 3 вокальных сочинения Верди. Но эти первые творческие успехи совпали с рядом трагических событий в личной жизни композитора: менее чем за два года (1838-1840) умерли его дочь, сын и жена. Оставшись один и перенеся такие удары судьбы, Дж. Верди был вынужден выполнить принятый ранее заказ на комическую оперу «Король на час, или Мнимый Станислав». Опера потерпела провал, и потрясенный Верди записывает: «я… принял решение никогда больше не сочинять».

   Побороть тяжелый душевный кризис Джузеппе Верди помогла работа над оперой «Навуходоносор» (итальянское название «Набукко»). Ее постановка в 1842 году имела громадный успех, чему способствовали и великолепные исполнители (одну из главных ролей пела будущая жена Верди Джузеппина Стреппони). Успех окрылил композитора, каждый год приносил новые сочинения. В 1840-е годы им было создано 13 опер, среди которых «Эрнани», «Макбет», «Луиза Миллер» (по драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь») и др. И если опера «Набукко» сделала Джузеппе Верди популярным в Италии, то уже «Эрнани» принесла ему европейскую известность. Многие из написанных тогда сочинений и в наши дни не сходят с оперных сцен мира. Произведения Дж. Верди 1840-х годов относятся к историко-героическому жанру, характерному массовыми сценами, героическими хорами, мужественными маршевыми ритмами, эмоциональными характерами персонажей. В этих работах Дж. Верди не только творчески развивает достижения своих предшественников Россини, Беллини, Доницетти, но и демонстрирует черты своего собственного, неповторимого реформаторского стиля («Макбет», «Луиза Миллер»).

   В 1851 увидела свет опера «Риголетто» (по драме Виктора Гюго «Король забавляется»), а в 1853 «Трубадур» и «Травиата» (по пьесе А. Дюма «Дама с камелиями»), которые составили знаменитое «тризвездие» композитора. В этих сочинениях Верди отходит от героических тем и образов, его героями становятся простые люди: шут, цыганка, женщина полусвета. Джузеппе удалось не только раскрыть мир чувств, но и выявить характеры персонажей. Мелодический язык этих произведений пронизан темами  итальянской народной песни.

   В 1850-60-х гг. Джузеппе Верди были созданы оперы «Сицилийская вечерня» (поставлена в Париже в 1854), «Бал-маскарад» (1859), «Сила судьбы» (для Петербургского театра, 1861), «Дон Карлос» (для Парижской оперы, 1867), «Аида» (по заказу правительства Египта, 1870), «Симон Бокканегра» (1875), «Отелло» (1886), «Фальстаф» (1893). В некоторых из них  композитор вновь обращается к историко-героическому жанру. Смерть писателя и патриота Италии Алессандро Мандзони побудила Дж. Верди на создание «Реквиема» (1874) — великолепного творения шестидесятилетнего маэстро. Над оперой «Отелло» композитор работал восемь лет (1879-1887). Ее премьера в феврале 1887, вылилась в национальное торжество. В опере «Фальстаф», созданной Дж. Верди в год своего восьмидесятилетия по пьесе Шекспира «Виндзорские проказницы», композитор на основе принципов музыкальной драмы осуществил реформу итальянской комической оперы. «Фальстаф» отличает новизна драматургии, построенной на развернутых сценах, мелодическая изобретательность, смелые и утонченные гармонии.

   В последние годы жизни Джузеппе Верди написал произведения для хора и оркестра, которые в 1897 году объединил в цикл «Четыре духовные пьесы». В январе 1901 года его разбил паралич и через неделю, 27 января, он скончался. Основу творческого наследия Верди составили 26 опер, многие из которых вошли в мировую музыкальную сокровищницу.