04 Фев 2012
Февраль 4, 2012

25 рублей — В.П.Чкалов — 1995г.

Реверс: 25 рублей, В.П.Чкалов, Исследование Русской Арктики
Аверс: 25 рублей, В.П.Чкалов, Исследование Русской Арктики

Юбилейная серебряная монета серии «Исследование Русской Арктики» номиналом 25 рублей – «В.П.Чкалов» выпущена Банком России 07 декабря 1995 года.

Технические характеристики: Диаметр монеты – 60,00 (±0,50) мм, монета изготовлена из серебра 900/1000 пробы. Масса общая 173,29 (±0,045) г., содержание химически чистого металла не менее 155,50 г., толщина монеты 6,80 (±0,50) мм.

Тираж: 5000 шт.

Место чеканки: Московский монетный двор (ММД).

Описание:
Аверс:
в центре диска — эмблема Банка России (двуглавый орёл художника И. Билибина), в нижней части — обозначение металла, проба сплава, содержание драгоценного металла в чистоте и товарный знак монетного двора. По окружности надписи, обрамлённые кругом из точек: вверху — «25 РУБЛЕЙ 1995 г.», внизу — «БАНК РОССИИ».

Реверс:
вверху — самолёт на фоне карты побережья Арктического бассейна, справа — портреты В.П.Чкалова, Г.Ф.Байдукова и А.В.Белякова, в центре — ледокол и группа полярников на льдине (И.Д.Папанин, Е.К.Фёдоров, П.П.Ширшов, Э.Т.Кренкель). По окружности надписи: вверху — «ИССЛЕДОВАНИЕ РУССКОЙ АРКТИКИ», внизу — «СТАНЦИЯ. СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС ТРАНСАРКТИЧЕСКИЙ ПЕРЕЛЁТ ЧКАЛОВА».

Художник: А.В. Бакланов.
Скульпторы: Н.А.Носов.
Оформление: гурта 252 рифления.

Заметка:
Арктика — северная полярная область Земли — издавна привлекала к себе внимание смелых мореплавателей и естествоиспытателей, изучавших её особенно интенсивно с конца XIX в. Важные океанологические наблюдения были сделаны экспедицией норвежских полярных исследователей Ф.Нансена на парусном судне «Фрам» (1893-1896 г.г.) и Р.Амундсена на судне «Мод» (1918-1920 г.г.). Последний также руководил в 1926 г. первым перелётом на дирижабле «Норвегия» через Северный полюс из Шпицбергена в Америку. Командиром дирижабля был итальянский инженер У.Нобиле. В 1928 г. У.Нобиле возглавил итальянскую экспедицию на Северный полюс на дирижабле «Италия», потерпевшем аварию. В спасении участников этой экспедиции участвовал российский ледокол «Красин». В 1933 г. на пароходе «Челюскин» (назван в честь русского полярного исследователя XVIII в. С.И.Челюскина) предпринята попытка проплыть по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток за одну навигацию, но в феврале 1934 г. пароход был раздавлен льдами в Чукотском море и участники экспедиции были вывезены из района бедствия на самолётах. В 1937 г. в районе Северного полюса организована первая дрейфующая станция «Северный полюс-1, на которой работали И.Д.Папанин, Е.К.Фёдоров, П.П.Ширшов и Э.Т.Кренкель. Северный полюс штурмовали в 1937 г. и авиаторы. Лётчики В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков совершили трансарктический перелёт по маршруту Москва-Северный полюс-Ванкувер.