Реверс: 3 рубля, 100 лет Военно-воздушным силам
Аверс: 3 рубля, 100 лет Военно-воздушным силам

Юбилейная серебряная монета номиналом 3 рубля – «100 лет Военно-воздушным силам» выпущена Банком России 31 июля 2012 года.

Технические характеристики: Диаметр монеты – 39,00 (±0,30) мм, монета изготовлена из серебра 925/1000 пробы. Масса общая 33,94 (±0,31) г., содержание химически чистого металла не менее 31,10 г., толщина монеты 3,30 (±0,35) мм.

Тираж: 3000 шт.

Место чеканки: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).

Описание:
Аверс:
в центре — эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним — надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу — вверху: «ТРИ РУБЛЯ», внизу: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре — дата выпуска «2012 г.», справа — содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.

Реверс:
в верхней части диска — цветное изображение эмблемы Военно-воздушных сил Российской Федерации, под ней — цветное изображение многоцелевого авиационного комплекса Су-34 с бортовым номером 12, внизу у канта — надпись полукругом «100 ЛЕТ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫМ СИЛАМ». 

Художник: С.А. Корнилов.
Скульптор: Компьютерное моделирование.
Оформление гурта: 300 рифлений.

Заметка:
Первые практические шаги по организации в России воздухоплавания относятся к 1804 году, когда под руководством академика Я.Д. Захарова начались испытательные полеты аэростатов для аэрологических наблюдений. В 1812 году военное ведомство предприняло попытку использовать в Бородинском сражении для бомбардировки неприятельских войск аэростат конструкции Ф. Леппиха, который однако, в силу конструктивных просчетов не поднялся в воздух.

В ходе военных реформ 1860-1870 гг. в военном ведомстве была создана постоянно действовавшая комиссия для изучения проблемы применения воздухоплавания в военных целях. В результате ее деятельности были определены примерная организационная структура воздухоплавательной службы Российской армии и начались практические опыты в воздушной сфере. В 1885 г. была сформирована первая штатная команда военных воздухоплавателей. К 1904 году, в начале Русско-японской войны в Российской армии имелось несколько воздухоплавательных подразделений, которые действовали в интересах 2-й и 3-й Маньчжурских армий.

Большое влияние на развитие отечественной военной авиации оказали работы А.Ф. Можайского, Н.Е. Жуковского, А.И. Шабского, И.И. Сикорского, Я.М. Геккеля, С.В. Гризодубова и др., идеи которых по созданию Военно-воздушных сил России получили поддержку, как в правительственных кругах, так и со стороны общественности. 12 августа 1912 года все вопросы организации воздухоплавания и авиации сухопутных войск были переданы в ведение Главного управления генерального штаба. В последующем Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 года № 949 эта дата была официально установлена как день Военно-воздушных сил России.

В марте 1913 года была проведена первая реорганизация воздухоплавания и авиации, в результате которой военная авиация была выведена из воздухоплавания и приобрела статус самостоятельной структуры Военно-воздушного флота. К началу Первой мировой войны в составе ВВФ имелось 39 авиаотрядов, насчитывавших 263 самолета. В ходе войны российская военная авиация получила мощный толчок к развитию, вырос и расширился парк военных машин, произошло разделение авиации на легкую, разведывательную, тяжелую бомбардировочную, истребительную, совершенствовалось управление силами ВВФ.

В межвоенный период на развитие Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии были выделены значительные ресурсы. Этот период ознаменовался бурным качественным и количественным ростом советской авиации, началом формирования крупных авиационных соединений, принятием новых концепций управления и применения военной авиации. В стране была создана современная авиастроительная промышленность, которая разработала и освоила производство широкого спектра летательных аппаратов различного назначения, многие виды которых по техническим характеристикам не имели аналогов в мире.

Недостаточная готовность авиации и частей противовоздушной обороны (ПВО) к отражению внезапного нападения противника позволила ВВС нацистской Германии (Люфтваффе) и ее союзников с началом военного вторжения на территорию СССР успешно провести однодневную воздушную операцию, в ходе которой массированным ударам подверглись важные центры страны, транспортные коммуникации и группировки войск вдоль западных границ СССР, в том числе 66 военных аэродромов, на которых базировалось 65% авиации приграничных военных округов. В результате советские ВВС не досчитались 1136 боевых самолетов, в том числе 800 – уничтоженных на аэродромах. За первые двое суток войны самолетный парк ВВС Северо-Западного и Юго-Западного направлений сократился на 3922 самолета.

Несмотря на значительные потери в вооружении и военной технике, советская авиация к 10 июля 1941 года произвела около 45 тыс. боевых самолетовылетов, за этот период времени Люфтваффе потеряло на советско-германском фронте 883 боевые машины. В короткие сроки командование Военно-воздушных сил Красной Армии (ВВС КА) организовало борьбу за стратегическое господство в воздухе. Уже в первые недели войны военно-воздушные силы Северного фронта, Балтийского и Северного флотов нанесли массированные воздушные удары по аэродромам авиачастей 1-го и 5-го воздушных флотов Германии и финской авиации, воздушной бомбардировке одновременно подверглись 42 аэродрома противника в широкой полосе советско-германского фронта, в период с 8 августа по 5 сентября 1941 года советская авиация совершила более 10 налетов на Берлин и другие города Третьего рейха. Одновременно были сорваны планы немецкого командования по нанесению массированных воздушных ударов по Москве и другим крупнейшим городам и военным объектам СССР.

С мая 1942 года начался процесс реорганизации структуры военной авиации, она была выделена из состава общевойсковых армий и объединена в единый кулак. Создавались крупные авиационные соединения – корпуса и армии. Всего за годы войны во фронтовой авиации было сформировано 18 воздушных армий, оснащенность которых выросла с 300-400 самолетов на начальном этапе до 1800-2500 самолетов к концу войны.

Одновременно в конце 1941 года была проведена реорганизация войск противовоздушной обороны, они были выделены в самостоятельный род Вооруженных сил, которым в качестве отдельного рода войск были приданы части истребительной авиации.

В 1942 г. были приняты меры по ускоренному вводу в строй авиационных заводов. В короткие сроки удалось значительно увеличить мощь советских ВВС. На вооружение поступали новые истребители Як-7б, Як-9, Ла-5, двухместные штурмовики Ил-2, Ту-2. Осенью 1944 г. фронт стал получать новейшие типы самолетов: Як-3, Ла-7, Як-9У, Ил-10.

С завоеванием советской авиацией стратегического господства в воздухе все большее значение приобретало ее применение в совместных операциях с сухопутными силами, проведением массированных операций на главных направлениях боевых действий. За годы войны советскими ВВС было проведено 17 воздушных операций в целях разгрома (ослабления) авиационных группировок, разгрома оперативных резервов и нарушения работы коммуникаций, а также разрушения важных военно-промышленных центров противника. В результате проведения восьми воздушных операций на аэродромах и в воздухе было выведено из строя до 2000 боевых самолетов немецкой авиации.

Всего за годы Великой Отечественной войны советские ВВС совершили около 3125 тыс. боевых самолетовылетов и нанесли противнику большой урон в живой силе и боевой технике. Из 77 тыс. самолетов, потерянных противником на советско-германском фронте, советской авиацией было уничтожено 57 тыс., из них 44 тыс. в воздушных боях и 13 тыс. на аэродромах. Войска ПВО страны уничтожили 7313 неприятельских самолетов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 июля 1997 года Военно-воздушные силы, как новый вид Вооруженных сил Российской Федерации, были сформированы на базе существовавших ранее Войск ПВО и Военно-воздушных сил.

Военно-воздущные силы Российской Федерации предназначены для:

– отражения агрессии в воздушной сфере и защиты от ударов с воздуха пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны и группировок войск (сил);

– поражения объектов и войск противника с применением как обычных, так и ядерных средств поражения;

– авиационного обеспечения боевых действий войск (сил) других видов и родов войск.

ВВС включают в себя: авиацию, зенитные ракетные и радиотехнические войска, являющиеся родами войск ВВС, а также специальные войска (разведывательные, связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления, радиоэлектронной борьбы, инженерные, топогеодезические, поиска и спасания, метеорологические, воздухоплавательные, материально-технического обеспечения), части, подразделения охраны органов военного управления, медицинские и другие организации.

По своему предназначению и решаемым задачам авиация ВВС РФ подразделяется на дальнюю, фронтовую, военно-транспортную и армейскую авиацию, которые, в свою очередь, могут иметь в своем составе бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию.

Основу боевого состава ВВС РФ составляют авиационные базы и бригады Воздушно-космической обороны.