Реверс: 3 рубля, Спасо-Преображенский собор, г. Белозерск Вологодской обл., Памятники архитектуры России
Аверс: 3 рубля, Спасо-Преображенский собор, г. Белозерск Вологодской обл., Памятники архитектуры России

Юбилейная серебряная монета серии «Памятники архитектуры России» номиналом 3 рубля – «Спасо-Преображенский собор, г. Белозерск Вологодской обл.» выпущена Банком России 1 июня 2012 года.

Технические характеристики: Диаметр монеты – 39,00 (±0,30) мм, монета изготовлена из серебра 925/1000 пробы. Масса общая 33,94 (±0,31) г., содержание химически чистого металла не менее 31,10 г., толщина монеты 3,30 (±0,35) мм.

Тираж: 5000 шт.

Место чеканки: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).

Описание:
Аверс:
в центре — эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним — надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу — вверху: «ТРИ РУБЛЯ», внизу: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре — дата выпуска «2012 г.», справа — содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.

Реверс:
в центральной части диска монеты, на зеркальном поле, обрамленном изображениями колонн со скульптурами у подножий — рельефное изображение пятиглавого собора, на матовых полосах вдоль канта — надписи, верху: «СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР», внизу: «БЕЛОЗЕРСК».

Художник и скульптор: Л.А. Евдокимова.
Оформление гурта: 300 рифлений.

Заметка:
Спасо-Преображенский собор построен во второй половине XVII в. (1668-1670-е гг.) на территории Белозерского кремля. Большой, несколько вросший в землю четверик венчают пять мощных луковичных глав на световых барабанах. С востока примыкает трехапсидный алтарь. Массивные стены очень скупо декорированы – пилястры членят плоскость стены на три прясла. На этом фоне выделяются перспективные порталы, явно тяготеющие к XVI в. Стены органично переходят в полуциркульные закомары. Пышно декорированы барабаны: маленькие округлые кокошники у основания, аркатурный пояс, орнаментальная кирпичная кладка – все говорит о стиле «узорочье», получившем распространение в XVII в.

Храм не дошел до наших дней в первоначальном виде. Во второй половине XVIII в. проходила перестройка собора: были растёсаны и украшены новыми наличниками оконные проемы храма, перестроена кровля основного объема и алтарных апсид, пристроен притвор. Тогда же был размещён в соборе редкий по красоте и целостности ансамбль монументально-декоративного искусства XVIII-XIX вв. В убранстве интерьера сочетается стиль барокко и классицизм. Полихромная с позолотой скульптура, обильная золочёная декоративная резьба, сияющая на цветном фоне, яркая выразительная живопись создают эффект торжественности. Проект ансамбля был выполнен в Москве, предположительно в мастерской известного архитектора Матвея Казакова. В его составе: иконостас, надпрестольная сень, настенные и настолпные обрамления икон.

Иконостас собора по своей форме восходит к триумфальной арке. Он кардинальным образом отличается от традиционных русских иконостасов, которые представляют собой сплошную преграду, отделяющую алтарь от помещения для молящихся и состоят из горизонтальных рядов икон. Поражает обилие золочёной резьбы, выполненной на высоком профессиональном уровне новгородскими резчиками. Скульптура выполнена местными мастерами.

Обычно иконостас завершается распятием. Здесь завершение уникальное – в фронтоне размещен Ковчег Завета, а выше вздымается к самому куполу скульптурная композиция на сюжет из первой главы «Откровения Иоанна Богослова»: припавший к земле Иоанн, в страхе смотрящий вверх – на «подобного Сыну Человеческому», окруженного семью горящими светильниками. К сожалению, коленопреклонённая фигура Иоанна Богослова утрачена.

Дореволюционные фотографии позволяют увидеть, каким богатым и пышным было убранство храма. У колонн, перед царскими вратами, размещались фигуры Аарона, Моисея и двух ангелов. В 1915 г. они были переданы белозерскими священнослужителями в Череповецкий музей. Царские врата были богато украшены. На них размещались три небольшие иконы в резных модульонах. Выше с помощью барельефов изображалась сцена «Благовещенья».

В 70-90-е гг. XX в. в Спасо-Преображенском соборе проводились реставрационные работы. В настоящее время памятник снова нуждается в реставрации.