Реверс: 3 рубля, Храм Святителя Николая Чудотворца, г. Москва, Памятники архитектуры России
Аверс: 3 рубля, Храм Святителя Николая Чудотворца, г. Москва, Памятники архитектуры России

Юбилейная серебряная монета серии «Памятники архитектуры России» номиналом 3 рубля – «Храм Святителя Николая Чудотворца, г. Москва» выпущена Банком России 3 февраля 2014 года.

Технические характеристики: Диаметр монеты – 39,00 (±0,30) мм, монета изготовлена из серебра 925/1000 пробы. Масса общая 33,94 (±0,31) г., содержание химически чистого металла не менее 31,10 г., толщина монеты 3,30 (±0,35) мм.

Тираж: 3000 шт.

Место чеканки: Московский монетный двор (ММД).

Описание:
Аверс:
в центре – эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним – надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу – вверху: «ТРИ РУБЛЯ», внизу: слева – обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре – дата выпуска «2014 г.», справа – содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.

Реверс:
на зеркальном поле диска – рельефное изображение пятиглавого храма и колокольни, над ними – надпись в шесть строк: «ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА», слева и справа у канта – кроны деревьев, внизу на зеркальном участке – надпись: «МОСКВА».

Художник и скульптор: А.А. Брынза.
Оформление гурта: 300 рифлений.

Заметка:

   Храм Святителя Николая Чудотворца на Рогожском кладбище г. Москвы – жемчужина церковного зодчества XIX столетия.

   В 1771 году на Рогожском кладбище была построена деревянная часовня во имя Святителя Николая. Через пять лет, в 1776 году, храм был отстроен в камне московским купеческим обществом поповщинского старообрядчества. В 1863-1866 гг. по проекту архитектора В.Н. Карнеева на средства купца Н.М. Алясина храм был перестроен, после чего он приобрел свой современный вид в «русском стиле». Заново построили трёхъярусную колокольню с шатровым завершением и двумя шатровыми висячими гирьками. Более чем на два метра были подняты своды основного объема храма. В 1872 году устроен северный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а вместо Владимирского придела в 1881 году, – южный придел во имя иконы Божьей Матери «Троеручицы». Здание стало крестообразным в плане. В декоре были использованы мотивы русского зодчества XVII века.

   Окончательное архитектурное завершение церковь Николая Чудотворца получила уже в начале XX века. Оформление соответствует господствовавшему в XIX столетии русскому или византийско-русскому стилю. Наличники здания напоминают формы нарышкинского барокко, а шатровые рундуки с ярусами килевидных кокошников – сооружение еще более раннего периода. Завершения основного объема церкви и приделов составляют пять крупных синих глав, с гранеными белыми барабанами. Центральный барабан крупнее всех остальных, имеет окна. Кресты на главах деревянные, в железных рубашках. Храм имеет полихромную окраску: белая плоскость стены, красные лопатки, синие и зеленые детали карниза, кокошников и убранства колокольни.

   Внутреннее убранство храма поражает своей красотой и уникальностью. Голубой свод высокого и светлого притвора украшен золочеными звездами. За ним расположен главный придел, где находится величественный пятиярусный иконостас, а слева и справа – вышеупомянутые приделы: Покровский и иконы Божьей Матери «Троеручицы». Роспись храма выполнена в греческом стиле. В нем хранятся старинные редкие иконы.

   С 1970-х годов храм неоднократно реставрировался как внутри, так и снаружи.