Реверс: 1 000 рублей, Корабль "Ингерманланд", История русского военно-морского флота
Аверс: 1 000 рублей, Корабль "Ингерманланд", История русского военно-морского флота

Юбилейная золотая монета серии «История русского военно-морского флота» номиналом 1 000 рублей – «Корабль “Ингерманланд”» выпущена Банком России 1 октября 2012 года.

Технические характеристики: Диаметр монеты – 50,00 (±0,40) мм, монета изготовлена из золота 999/1000 пробы. Масса общая 156,40 (+0,70) г., содержание химически чистого металла не менее 155,50 г., толщина монеты 5,70 (±0,35) мм.

Тираж: 500 шт.

Место чеканки: Московский монетный двор (ММД).

Описание:
Аверс:
в центре – эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним – надпись полукругом “БАНК РОССИИ”), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу – вверху: “ОДНА ТЫСЯЧА РУБЛЕЙ”, внизу: слева – обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре – год выпуска “2012 г.”, справа – содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.

Реверс:
в центре – плывущий парусный корабль, справа – символическое изображение сторон света, внизу вдоль канта – надпись: “ИНГЕРМАНЛАНД”.

Художник: Л.А. Евдокимова.
Скульптор: Э.А. Тользин.
Оформление гурта: 210 рифлений.

Заметка:
Ингерманландия – в честь этих исконно русских земель, расположенных в устье Невы и отвоеванных у иноземных захватчиков в 1703 году, Петр I постановил назвать заложенный 30 октября 1712 года на верфи Адмиралтейства в Санкт-Петербурге новый линейный корабль.

1 мая 1715 года “Ингерманланд”, представлявший собой двухпалубный трехмачтовый линейный корабль, был спущен на воду и вскоре введен в состав корабельной эскадры Балтийского флота. Вскоре после вступления в строй “Ингерманланд” стал флагманским кораблем эскадры Петра I, который в течение нескольких лет держал свой штандарт на этом корабле.

Чертежи судна составлялись самим царём, а постройку он доверил знаменитому мастеру корабельных дел Ричарду Козенцу.

Вооружение корабля состояло из 66 пушек разных калибров: 24 пушки 32-фунтовые, которые устанавливались на гондеке, палубой выше располагалось 24 орудия с калибром 16 фунтов и на шканцах находились 16 4-фунтовых пушек. Стоит отметить изменения в такелаже, которые были впервые применены к отечественным кораблям: появился третий ярус прямых парусов на фок и грот мачтах. Кроме этого увеличилась толщина корпуса, что делало его более стойким при обстреле.

“Ингерманланд” принимал активное участие в боевых действиях во время Северной войны. Был флагманом союзной эскадры, в состав которой были включены корабли России, Дании, Англии и Голландии. Эскадра насчитывала около 70 кораблей и её целью было уничтожение шведского флота. В 1719 году состоялось сражение, в ходе которого шведский флот был полностью разбит.

За боевые заслуги корабля Пётр I подписал указ: “Хранить для памяти”. Однако в 1738 году корабль, находясь на вечной стоянке в Кронштадте, затонул во время сильного наводнения, а в следующем году из-за невозможности восстановления был разобран.

Технические характеристики корабля “Ингерманланд”:

  • Длина по ватерлинии: 46,4 м;
  • Ширина: 12,3 м;
  • Осадка: 5,4 м;
  • Водоизмещение: примерно 1420 тонн;
  • Экипаж: 470 человек.