Реверс: 2 рубля, Художник И.Н. Крамской - 175-летие со дня рождения, Выдающиеся личности России
Аверс: 2 рубля, Художник И.Н. Крамской - 175-летие со дня рождения, Выдающиеся личности России

Юбилейная серебряная монета серии «Выдающиеся личности России» номиналом 2 рубля – «Художник И.Н. Крамской – 175-летие со дня рождения» выпущена Банком России 4 июня 2012 года.

Технические характеристики: Диаметр монеты – 33,00 (±0,20) мм, монета изготовлена из серебра 925/1000 пробы. Масса общая 17,00 (±0,18) г., содержание химически чистого металла не менее 15,55 г., толщина монеты 2,40 (±0,20) мм.

Тираж: 5000 шт.

Место чеканки:Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).

Описание:
Аверс:
в центре – эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним – надпись полукругом “БАНК РОССИИ”), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу – вверху: “ДВА РУБЛЯ”, внизу: слева – обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре – дата выпуска “2012 г.”, справа – содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.

Реверс:
в центральной части диска монеты – цветной портрет художника в четырехугольной рамке, слева на втором плане – контурное изображение художника, рисующего на мольберте, справа от портрета – даты в две строки “1837” и “1887”, слева вверху вдоль канта – надпись: “И.Н. КРАМСКОЙ”.

Художники: Е.В. Крамская.
Скульпторы: Компьютерное моделирование.
Оформление гурта: 195 рифлений.

Заметка:
Иван Николаевич Крамской – русский художник жанровой, исторической и портретной живописи. Вдохновитель и организатор “передвижников”, Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей, таких как, Л.Н. Толстой (1873); И.И. Шишкин (1873); П.М. Третьяков (1876); М.Е. Салтыков-Щедрин (1879) – все эти работы находятся в Третьяковской галерее. Выразительная простота композиции, ясность фигуры в портретах И.Н. Крамского подчеркивают ведущую роль глубокой психологической характеристики.

Родился художник 27 мая (8 июня) 1837 года в городе Острогожске Воронежской губернии в семье писаря городской думы. Учился в Острогожском училище, где и окончил курс с похвальными листами по всем предметам – двенадцати лет от роду. В той же думе, где служил его отец, И.Н. Крамской служил посредником по полюбовному межеванию. В пятнадцать лет поступил учеником к острогожскому иконописцу и провел в его мастерской около года, а когда минуло шестнадцать покинул Острогожск с харьковским фотографом, снимавшим в городе войсковые учения. С этим фотографом И.Н. Крамской объехал в течение трех лет половину России в качестве ретушера и акварелиста. В 1857 году Иван Николаевич приезжает в Петербург и, не имея никакого систематического художественного образования, подает документы в Академию художеств. Успешно сдав экзамены, он оказывается студентом Академии, в стенах которой ему предстояло провести следующие шесть лет жизни. В 1863 году случился знаменитый “бунт 14-ти”, когда четырнадцать выпускников Академии во главе с И.Н. Крамским, возмущенные тем, что им запретили писать конкурсную картину на “свободную” тему, предложив вместо этого очередную мифологическую историю, отказались соревноваться за Большую золотую медаль и хлопнули дверью. Они организовали коммуну под названием “Артель художников”, старостой и вдохновителем которой стал И.Н. Крамской. С ростом популярности “явилась, – по словам И.Н. Крамского, – у некоторых жажда духа, а у других полное довольство и ожирение”. Художник, в конце концов, изнемог в безнадежной борьбе за “нравственное единство” и в 1870 году покинул “Артель” (она вскоре после этого распалась). Бросив “Артель”, И.Н. Крамской не пустился в “автономное плавание” – он страстно увлекся идеей Г. Мясоедова об организации нового “московско-петербургского” художественного объединения, которому было суждено войти в историю России под именем “Товарищество передвижных художественных выставок”. В эти годы Иван Николаевич сблизился с П.М. Третьяковым. Впоследствии И.Н. Крамской был главным советником знаменитого мецената и исполнителем ряда его заказов.

Любящий муж и заботливый отец, Иван Николаевич часто писал свою семью: “В парке. Портрет жены и дочери” (1880) – одна из таких работ. В 1884 году, живя в небольшом французском городке, он лечился от сердечной болезни под наблюдением русских врачей, а в свободное от лечения время давал уроки рисования своей дочери Соне – в будущем, на рубеже веков, достаточно востребованной художнице. Ушел из жизни И.Н. Крамской за работой, у мольберта. В последний свой день, 24 марта (5 апреля) 1887 года, художник несколько часов подряд писал портрет доктора К. Раухфуса. Вдруг Иван Николаевич побледнел и, бездыханный, рухнул на мольберт.