Реверс: 2 рубля, Художник М.В. Нестеров - 150-летие со дня рождения, Выдающиеся личности России
Аверс: 2 рубля, Художник М.В. Нестеров - 150-летие со дня рождения, Выдающиеся личности России

Юбилейная серебряная монета серии «Выдающиеся личности России» номиналом 2 рубля – «Художник М.В. Нестеров – 150-летие со дня рождения» выпущена Банком России 1 ноября 2012 года.

Технические характеристики: Диаметр монеты – 33,00 (±0,20) мм, монета изготовлена из серебра 925/1000 пробы. Масса общая 17,00 (±0,18) г., содержание химически чистого металла не менее 15,55 г., толщина монеты 2,40 (±0,20) мм.

Тираж: 3000 шт.

Место чеканки: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).

Описание:
Аверс:
в центре – эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним – надпись полукругом “БАНК РОССИИ”), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу – вверху: “ДВА РУБЛЯ”, внизу: слева – обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре – дата выпуска “2012 г.”, справа – содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.

Реверс:
слева на матовом поле диска – рельефный портрет М.В. Нестерова, справа от него – цветное изображение портрета женщины в черном на фоне реки, внизу на матовом изображении палитры – надпись и даты в две строки: “М. Нестеров 1862-1942”.

Художник: С.В. Сутягин.
Скульптор: Ф.С. Андронов.
Оформление гурта: 195 рифлений.

Заметка:
Нестеров Михаил Васильевич родился в Уфе 19 (31) мая 1862 г. в купеческой семье. Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.М. Прянишников, а также в Академии художеств, где учился у П.П. Чистякова. Жил преимущественно в Москве, а в 1890–1910 гг. – в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева Лавра и их окрестности). Был членом “Товарищества передвижников”.

Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны (“Избрание Михаила Федоровича на царство”, 1886), то позднее, он усиливает в своих образах фольклорные черты (“За приворотным зельем”, 1888), атмосферу религиозной легенды (“Пустынник”, 1888–1889). Под воздействием работ французских символистов Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. Таково знаменитое “Видение отроку Варфоломею”, (1889–1890), написанное близ Абрамцево, – картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры, и типичный среднерусский пейзаж. С этих лет художник активно работает и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве (1890–1895), где Нестеров выступил прямым продолжателем Васнецова; мозаики и иконы церкви Спаса-на-Крови в Петербурге (1894–1897), росписи храма Александра Невского в Абастумани (1902–1904), Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908–1911). Здесь закрепляется традиция “церковного модерна”, наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом.

Не приняв революции, Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты допускаются лишь на “экспорт”, а единственная его постреволюционная выставка (1935) носит закрытый характер. В эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах; он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой аскезы. Таковы “Художники П.Д. и А.Д. Корины” (1930), “Академик И.П. Павлов” (1935), “Скульптор И.Д. Шадр” (1934), “Скульптор В.И. Мухина” (1940) и др. В последние десятилетия жизни Нестеров увлеченно работал над воспоминаниями, которые вышли отдельной книгой (под названием “Давние дни”) в год его кончины.

Нестеров прожил долгую, восьмидесятидвухлетнюю жизнь, большую часть которой посвятил искусству. За это время им было создано несколько сотен произведений, ныне украшающих выставочные залы Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Казани, Уфы, Минска, Новгорода и многих других городов. Умер М.В. Нестеров в Москве 18 октября 1942 года.