Реверс: 25 рублей, Творчество Джузеппе Верди, Сокровищница мировой культуры
Аверс: 25 рублей, Творчество Джузеппе Верди, Сокровищница мировой культуры

Юбилейная серебряная монета серии «Сокровищница мировой культуры» номиналом 25 рублей – «Творчество Джузеппе Верди» выпущена Банком России 17 октября 2013 года.

Технические характеристики: Диаметр монеты – 60,00 (±0,50) мм, монета изготовлена из серебра 925/1000 пробы. Масса общая 169,00 (±0,85) г., содержание химически чистого металла не менее 155,50 г., толщина монеты 6,60 (±0,50) мм.

Тираж: 1000 шт.

Место чеканки: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).

Описание:
Аверс:
в центре – эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним – надпись полукругом “БАНК РОССИИ”), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу – вверху: “ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ РУБЛЕЙ”, внизу: слева – обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре – дата выпуска “2013 г.”, справа – содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.

Реверс:
на зеркальном поле диска внизу слева – рельефный фрагмент портрета Джузеппе Верди работы Джованни Болдини, на втором плане справа – здание Большого Каменного театра в Санкт-Петербурге, над ним – факсимильная подпись композитора, вверху справа – фрагмент партитуры, слева – контуры Петропавловской крепости, слева у канта – надпись полукруглом: “ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ”.

Художник: А.Д. Щаблыкин.
Скульптор: А.Ф. Андронов.
Оформление гурта: 252 рифления.

Заметка:

   Джузеппе Фортунато Франческо Верди (1813-1901) — итальянский композитор, непревзойденный мастер оперного жанра, создавший высокие образцы психологической музыкальной драмы.

   Необычайная музыкальная одаренность проявилась у Джузеппе Верди – сына крестьянской семьи в Ломбардии – уже в раннем детстве.  До 10 летнего возраста он учился в родной деревне, затем в городке Буссето. Знакомство с купцом и любителем музыки Барецци помогло ему получить городскую стипендию для продолжения музыкального образования в Милане. Однако в Миланскую консерваторию его не приняли, и он начал заниматься частным образом у педагога  Лавинья, с помощью которого мог бесплатно посещать спектакли “Ла Скала”. В 1836 он женился на Маргерите Барецци, дочери своего покровителя, от брака с которой у него родились дочь и сын.

   Счастливый случай помог Дж. Верди получить заказ на оперу для театра “Ла скала”, которая с успехом была поставлена на его сцене в 1838 под названием “Оберто, граф Бонифачо”. В том же году были изданы 3 вокальных сочинения Верди. Но эти первые творческие успехи совпали с рядом трагических событий в личной жизни композитора: менее чем за два года (1838-1840) умерли его дочь, сын и жена. Оставшись один и перенеся такие удары судьбы, Дж. Верди был вынужден выполнить принятый ранее заказ на комическую оперу “Король на час, или Мнимый Станислав”. Опера потерпела провал, и потрясенный Верди записывает: “я… принял решение никогда больше не сочинять”.

   Побороть тяжелый душевный кризис Джузеппе Верди помогла работа над оперой “Навуходоносор” (итальянское название “Набукко”). Ее постановка в 1842 году имела громадный успех, чему способствовали и великолепные исполнители (одну из главных ролей пела будущая жена Верди Джузеппина Стреппони). Успех окрылил композитора, каждый год приносил новые сочинения. В 1840-е годы им было создано 13 опер, среди которых “Эрнани”, “Макбет”, “Луиза Миллер” (по драме Ф. Шиллера “Коварство и любовь”) и др. И если опера “Набукко” сделала Джузеппе Верди популярным в Италии, то уже “Эрнани” принесла ему европейскую известность. Многие из написанных тогда сочинений и в наши дни не сходят с оперных сцен мира. Произведения Дж. Верди 1840-х годов относятся к историко-героическому жанру, характерному массовыми сценами, героическими хорами, мужественными маршевыми ритмами, эмоциональными характерами персонажей. В этих работах Дж. Верди не только творчески развивает достижения своих предшественников Россини, Беллини, Доницетти, но и демонстрирует черты своего собственного, неповторимого реформаторского стиля (“Макбет”, “Луиза Миллер”).

   В 1851 увидела свет опера “Риголетто” (по драме Виктора Гюго “Король забавляется”), а в 1853 “Трубадур” и “Травиата” (по пьесе А. Дюма “Дама с камелиями”), которые составили знаменитое “тризвездие” композитора. В этих сочинениях Верди отходит от героических тем и образов, его героями становятся простые люди: шут, цыганка, женщина полусвета. Джузеппе удалось не только раскрыть мир чувств, но и выявить характеры персонажей. Мелодический язык этих произведений пронизан темами  итальянской народной песни.

   В 1850-60-х гг. Джузеппе Верди были созданы оперы “Сицилийская вечерня” (поставлена в Париже в 1854), “Бал-маскарад” (1859), “Сила судьбы” (для Петербургского театра, 1861), “Дон Карлос” (для Парижской оперы, 1867), “Аида” (по заказу правительства Египта, 1870), “Симон Бокканегра” (1875), “Отелло” (1886), “Фальстаф” (1893). В некоторых из них  композитор вновь обращается к историко-героическому жанру. Смерть писателя и патриота Италии Алессандро Мандзони побудила Дж. Верди на создание “Реквиема” (1874) — великолепного творения шестидесятилетнего маэстро. Над оперой “Отелло” композитор работал восемь лет (1879-1887). Ее премьера в феврале 1887, вылилась в национальное торжество. В опере “Фальстаф”, созданной Дж. Верди в год своего восьмидесятилетия по пьесе Шекспира “Виндзорские проказницы”, композитор на основе принципов музыкальной драмы осуществил реформу итальянской комической оперы. “Фальстаф” отличает новизна драматургии, построенной на развернутых сценах, мелодическая изобретательность, смелые и утонченные гармонии.

   В последние годы жизни Джузеппе Верди написал произведения для хора и оркестра, которые в 1897 году объединил в цикл “Четыре духовные пьесы”. В январе 1901 года его разбил паралич и через неделю, 27 января, он скончался. Основу творческого наследия Верди составили 26 опер, многие из которых вошли в мировую музыкальную сокровищницу.