Реверс: 3 рубля, 250-летие основания Государственного Эрмитажа
Аверс: 3 рубля, 250-летие основания Государственного Эрмитажа

Памятная юбилейная серебряная монета серии «250-летие основания Государственного Эрмитажа» номиналом 3 рубля – «250-летие основания Государственного Эрмитажа» выпущена Банком России 25 ноября 2014 года.

Технические характеристики: Диаметр монеты – 39,00 (±0,30) мм, монета изготовлена из серебра 925/1000 пробы. Масса общая 33,94 (±0,31) г., содержание химически чистого металла не менее 31,10 г., толщина монеты 3,30 (±0,35) мм.

Тираж: 5000 шт.

Место чеканки: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).

Описание:
Аверс:
в центре диска – эмблема Банка России (двуглавый орел с опущенными крыльями, под ним надпись полукругом “БАНК РОССИИ”), обрамленная кругом из точек и надписями, вверху – номинал: “ТРИ РУБЛЯ”, внизу: слева – обозначение драгоценного металла и пробы сплава, в центре – дата выпуска “2014 г.”, справа – содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.

Реверс:
на зеркальном поле диска слева – фасад здания Малого Эрмитажа, справа – древнеримская статуя Юпитера из собрания музея, вверху – вензель Екатерины II и надпись в две строки: “ЭРМИТАЖ 250”, по периферии диска – растительный орнамент.

Художник: А.Д. Щаблыкин.
Скульптор: А.Н. Бессонов.
Оформление гурта: 300 рифлений.

Заметка:
Годом основания Эрмитажа принято считать 1764-ый, когда по велению Екатерины II у берлинского купца И.Э. Гоцковского были приобретены 225 картин европейских мастеров. Они были размещены в двухэтажном корпусе (архитектор Ю.М. Фельтен), возведенном рядом с Зимним дворцом. Позднее он был соединен галереей с построенным в 1764-1767 гг. на берегу Невы (арх. Ж-Б. Вален-Деламот) павильоном для уединенного отдыха. Образовавшийся ансамбль, получивший наименование Малого Эрмитажа, использовался для увеселительных вечеров и спектаклей, в его продольных галереях были размещены художественные коллекции, которые положили начало собраниям императорского музея.

В 1771-1787 гг. по заказу Екатерины II для разраставшихся дворцовых коллекций и библиотеки рядом с Малым Эрмитажем на берегу Невы было построено более крупное здание, получившее название Большого Эрмитажа (арх. Ю.М. Фельтон). В 1792 г. Дж. Кваренги пристроил к нему корпус, в котором разместились лоджии Рафаэля – близкое к оригиналу повторение знаменитой галереи папского дворца в Ватикане, а в 1783 г. Джакомо Кваренги возвел здание Эрмитажного театра.

К концу XVIII века в коллекции Эрмитажа находились работы Рембрандта, Рафаэля, Джорджоне, Рубенса, Ван-Дейка, Пуссена, Мурильо и других мастеров, собрание живописи Эрмитажа стало одним из лучших в Европе. Специальные агенты при русских посольствах за границей скупали картины, серебро, фарфор, шпалеры, книги, монеты, медали и прочие предметы культуры и искусства. Все это стекалось в Эрмитаж непрекращающимся потоком. Ряд произведений, предназначавшихся для экспозиции Эрмитажа, был выполнен по специальному заказу. В начале XIX века наряду с произведениями искусства в Эрмитаж стали поступать и материалы археологических раскопок.

Вскоре снова обнаружилась нехватка площадей для размещения экспонатов, и в 1842-1851 гг. по проекту баварского архитектора Л. фон Кленце русскими зодчими В.П. Стасовым и Н.Е. Ефимовым был построен Новый Эрмитаж – последнее здание музейного комплекса. В 1852 г. в этом здании был торжественно открыт публичный Императорский музей. С постройкой Нового Эрмитажа завершилось формирование того архитектурного комплекса Государственного Эрмитажа, который существует сегодня.

В наши дня в комплекс Государственного Эрмитажа входят семь зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр, Меншиковский дворец и бывшее здание Главного штаба. В них размещается одна из крупнейших и ценнейших в мире коллекций произведений искусств различных жанров и эпох – от античных до современных. Крупным событием послевоенной истории Эрмитажа было получение им картин знаменитых художников конца XIX – начала XX веков – представителей импрессионизма, кубизма, постимпрессионизма и других авангардных направлений из коллекций С. Щукина и И. Морозова. Среди них – наиболее ценные и интересные с точки зрения развития живописи картины К. Моне, П. Сезанна, О. Ренуара, П. Гогена, А. Матисса, П. Пикассо и многих других.

На сегодняшний день фонды Эрмитажа насчитывают миллионы экспонатов, среди которых археологические находки, предметы первобытной культуры, ювелирные изделия, изделия из стекла, фарфора, фаянса и поделочных камней, коллекции живописи, скульптуры и прикладного искусства практически всех стран мира.