04 Фев 2012
Февраль 4, 2012

3 рубля – С.И.Челюскин. – 1995г.

Реверс: 3 рубля, С.И.Челюскин., Исследование Русской Арктики
Аверс: 3 рубля, С.И.Челюскин., Исследование Русской Арктики

Юбилейная серебряная монета серии «Исследование Русской Арктики» номиналом 3 рубля – «С.И.Челюскин.» выпущена Банком России 7 декабря 1995 года.

Технические характеристики: Диаметр монеты – 39,00 (±0,30) мм, монета изготовлена из серебра 900/1000 пробы. Масса общая 34,88 (±0,32) г., содержание химически чистого металла не менее 31,10 г., толщина монеты 3,30 (±0,35) мм.

Тираж: 25000 шт.

Место чеканки: Санкт-Петербургский монетный двор (ЛМД)

Описание:
Аверс:
в центре диска – эмблема Банка России (двуглавый орёл художника И. Билибина),в нижней части – обозначение металла, проба сплава, товарный знак монетного двора и содержание драгоценного металла в чистоте. По окружности надписи, обрамлённые кругом из точек: вверху – “3 РУБЛЯ 1995 г.”, внизу – “БАНК РОССИИ”.

Реверс:
слева вверху – портреты русских исследователей Арктики, участников Великой Северной экспедиции Малыгина, Овцына, Челюскина, Х. и Д. Лаптевых, справа в центре- деревянный поморский коч, слева от него – собачья упряжка с седоками, ниже – карта побережья Сибири, справа – даты в две строки “1733 – 1743 г.г.”. По окружности надписи: вверху – “ИССЛЕДОВАНИЕ РУССКОЙ АРКТИКИ”, внизу – “ВЕЛИКАЯ СЕВЕРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ”.

Художник: А.В. Бакланов.
Скульпторы: А.А. Долгополова, А.В.Бакланов.
Оформление гурта: 300 рифлений

Заметка:
Арктика – северная полярная область Земли – издавна привлекала к себе внимание смелых мореплавателей и естествоиспытателей, изучавших её особенно интенсивно с конца XIX в. Важные океанологические наблюдения были сделаны экспедицией норвежских полярных исследователей Ф.Нансена на парусном судне “Фрам” (1893-1896 г.г.) и Р.Амундсена на судне “Мод” (1918-1920 г.г.). Последний также руководил в 1926 г. первым перелётом на дирижабле “Норвегия” через Северный полюс из Шпицбергена в Америку. Командиром дирижабля был итальянский инженер У.Нобиле. В 1928 г. У.Нобиле возглавил итальянскую экспедицию на Северный полюс на дирижабле “Италия”, потерпевшем аварию. В спасении участников этой экспедиции участвовал российский ледокол “Красин”. В 1933 г. на пароходе “Челюскин” (назван в честь русского полярного исследователя XVIII в. С.И.Челюскина) предпринята попытка проплыть по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток за одну навигацию, но в феврале 1934 г. пароход был раздавлен льдами в Чукотском море и участники экспедиции были вывезены из района бедствия на самолётах. В 1937 г. в районе Северного полюса организована первая дрейфующая станция “Северный полюс-1, на которой работали И.Д. Папанин, Е.К.Фёдоров, П.П.Ширшов и Э.Т.Кренкель. Северный полюс штурмовали в 1937 г. и авиаторы. Лётчики В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков совершили трансарктический перелёт по маршруту Москва-Северный полюс-Ванкувер.