Реверс: 3 рубля, Успенский собор на "Городке", г. Звенигород Московской области, Памятники архитектуры России
Аверс: 3 рубля, Успенский собор на "Городке", г. Звенигород Московской области, Памятники архитектуры России

Юбилейная серебряная монета серии «Памятники архитектуры России» номиналом 3 рубля – «Успенский собор на “Городке”, г. Звенигород Московской области» выпущена Банком России 3 июня 2013 года.

Технические характеристики: Диаметр монеты – 39,00 (±0,30) мм, монета изготовлена из серебра 925/1000 пробы. Масса общая 33,94 (±0,31) г., содержание химически чистого металла не менее 31,10 г., толщина монеты 3,30 (±0,35) мм.

Тираж: 7500 шт.

Место чеканки: Московский монетный двор (ММД).

Описание:
Аверс:
в центре – эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним – надпись полукругом “БАНК РОССИИ”), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу – вверху: “ТРИ РУБЛЯ”, внизу: слева – обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре – дата выпуска “2013 г.”, справа – содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.

Реверс:
в центре диска на зеркальном поле – рельефное изображение одноглавого храма и колокольни, под ними – горизонтальная надпись: “ЗВЕНИГОРОД”, вдоль канта на широкой полосе, образованной узким концентрическим орнаментом – надпись полукругом: “СОБОР УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ”.

Художник: Л.А. Евдокимова.
Скульптор: М.П. Ефименко.
Оформление гурта: 300 рифлений.

Заметка:

Успенский собор на Городке в Звенигороде – наиболее древний из сохранившихся архитектурных памятников Московского княжества. Он был построен предположительно в 1399-1400 гг. вторым сыном Дмитрия Донского – князем Юрием Дмитриевичем, получившим Звенигород в удел по завещанию отца. Известные по письменным источникам более ранние каменные постройки Московского княжества или вовсе не дошли до нашего времени, или сохранились лишь частично. Поэтому достаточно хорошо сохранившийся Успенский собор в Звенигороде особенно важен для истории русской архитектуры, для изучения опыта московского зодчеств XIV в.

   Высокий белокаменный храм близок по своей архитектуре к таким выдающимся образцам зодчества Владимирской земли, как Дмитровский собор, храм Покрова на Нерли. Построен он “бутовым” способом: пространство между внешней и внутренней кладкой стен заполнено битым кирпичом и залито раствором, что заметно усиливает устойчивость здания.

   Храм имеет особенность, незаметную невооруженному глазу: как показали тщательные замеры, и основной объем, и наиболее крупные элементы здания (оконные проемы, барабан) слегка сужаются кверху. Такой прием позволяет храму смотреться вблизи выше, чем он есть на самом деле. Добавляют стройности храму и три апсиды, узкие и к тому же разделенные на части полуколонками, и высокие крыльца, ведущие ко входам в собор.

   Изначально на кровле собора от закомар к барабану шли как минимум два ряда кокошников, создававших органичный переход от стен к куполу. Но уже в XVII веке кровлю сделали четырехскатной, более удобной для эксплуатации. Следы прежних полукруглых закомар на завершениях стен видны и сегодня.

   Основной объем собора увенчан одной главой на массивном световом барабане. В декоре храма обращают на себя внимание узорчатые пояски белокаменной резьбы, делящие пополам стены, апсиды и барабан храма, перспективные порталы с килевидным верхом, врезанные вглубь стен.

   Внутри храм четырехстолпный и смотрится очень высоким, благодаря сводам и световому подкупольному барабану. Фрески на стенах относятся к 1880-м гг., под ними обнаружены фрагменты фресок начала XV в., предположительно самых первых росписей собора, выполненных при участии Андрея Рублева. На южном столбе сохранилось поясное изображение Лавра в круге, под ним – крест, Варлаам и царевич Иоасаф в рост; на северном столбе – полуфигура Флора в аналогичной композиции с Пахомием и ангелом.

   В 1918 г. около собора художником-реставратором Г.О. Чириковым были обнаружены три иконы работы Андрея Рублева, которые в настоящее время экспонируются в Третьяковской галерее.

   С запада к собору пристроена небольшая звонница начала XIX века, соединенная с основным объемом невысокой галереей-переходом. Она состоит из двух арок для колоколов, но от обычных звонниц ее отличает куполообразная кровля, увенчанная шпилем.